КАК СОЗДАВАЛАСЬ КНИГА

  Волею судьбы эта уникальная книга, посвященная фотоаппаратостроению в СССР, появилась в Беларуси. Ее авторы - Сергей Кочергин, Виктор Суглоб и Гри­горий Шатерник. Душой творческого коллектива стал Виктор Суглоб - профессиональный фотограф и кол­лекционер. Вместе с Григорием Шатерником он создал единственный в Беларуси частный музей-галерею "Мир фото". Уникальная личная коллекция Виктора Суглоба составляет более 1000 фотокамер, из них редчайшие - экспериментальный фотоаппарат "Зенит-ЕТм", "Ви­зит", исключительно редкая камера "Алмаз-102-250", а также "Зенит-АМ" (БЕЛОМО), "Зенит-11" (из серии 4,5, 6,11), "Фотоснайпер" (БЕЛОМО).

  Авторы посвятили почти 10 лет поиску и описа­нию советской фототехники. Это было время поездок и встреч с коллекционерами из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, знакомств с кон- -структорами и людьми, собиравшими фототехнику.

  Так разыскивался материал для книги и попол­нялась одна из самых крупных коллекций советских и российских фотоаппаратов на территории СНГ, а мо­жет быть, и всей Европы.

  Еще в 1990-е годы Виктор Суглоб познакомился с французским фотографом Valia Ouvrier. Впервые v встретились они на лыжном курорте в Минераль­ных Водах. Когда-то Valia Ouvrier учился в СССР, и по-русски говорил прекрасно. Он рассказал Виктору о своем друге и единомышленнике Jean Loup Princelle и посвятил в грандиозные планы. Французы готовили к выходу книгу "300 Leica copies". Виктор, человек от­зывчивый и увлекающийся, предложил свою помощь. Как итог - в книгу, появившуюся на свет в 1990 году, включен ряд материалов, предоставленных Виктором Суглобом.

Когда он в следующий раз встретился с Jean Loup Princelle в Париже, тот рассказал об очередном замыс­ле: готовился к изданию каталог "MADE IN USSR. The authentic guide to Russian and soviet cameras" ("СДЕ­ЛАНО В СССР. Достоверный справочник по русским и советским камерам"). Виктор снова предложил свое содействие.

  Порой поиск материалов в СНГ напоминал детектив. Так, только благодаря своему другу Виктору Сирошу Суглоб смог попасть на харьковский завод, выпускаю­щий "ФЭДы". С руководством о посещении предпри­ятия договорились, а охрану почему-то предупредить не успели. И вот идет Виктор по территории завода и несет два фотоаппарата для пересъемки. Ни дать ни взять - шпион. На него набросилась охрана. Из­била, заломала руки, и только потом поступил звонок "сверху". Что ж, бывает - производство-то секретное.

  Это знаменитое в советское время предприятие было основано на базе колонии беспризорников известным педагогом Антоном Макаренко. Виктору Суглобу уда­лось познакомиться с одним из бывших воспитанников колонии, впоследствии конструктором фотоаппара-тов "ФЭД-2", "ФЭД-2 стерео", "Заря" (1, 2, 3) Дмитрием 

Умрихиным. Конструктор поделился воспоминания­ми. Во время войны завод был эвакуирован в сибир­ский город Бердск. Среди заводчан находились и такие, которые не хотели идти на фронт. Чтобы откупиться от военкомата, они предлагали высокому начальству взятку в виде кабаньего или лосиного мяса, а в прида­чу - фотоаппарат, вынесенный с производства. Часто на нём гравировалась дарственная надпись.

 Один из таких фотоаппаратов Дмитрий Умрихин подарил музею "Мир фото". Это "ФЭД" 1943 года вы­пуска с литерами "МИК".

В 1995 году книга Jean Loup Princelle была издана и имела мировой успех у коллекционеров и любителей фотографии. Во втором издании, вышедшем в 2004 году, автор написал, что книга посвящается "...моим русским друзьям, помогавшим мне не щадя сил...".

"Если этим занимаются в Париже, почему бы и нам в Минске не издать свой каталог для коллекционеров? - подумал Виктор. - Тем более что когда-то в Белоруссии производился каждый четвертый фотоаппарат СССР". Дело оставалось за малым - нужны были единомыш­ленники. И такие люди вскоре нашлись.

Вторым членом будущего авторского коллектива стал партнер Виктора по бизнесу Григорий Шатерник, который вначале сомневался в успехе предстоящей ра­боты. Но случай, произошедший в Москве на Новом Арбате, убедил его. В небольшом киоске, где продава­лись раритетные фотоаппараты, лежала и книга Jean Loup Princelle. Продавец бойко сообщил, что прекрасно знает авторов, в том числе и Суглоба. Виктор достал па­спорт. Продавец оплошал. Но на Григория наличие кни­ги на Новом Арбате произвело сильное впечатление.

Состоявшееся в 1998 году знакомство с Сергеем Кочергиным, серьезно увлеченным историей фотоап- паратостроения в СССР обладателем крупной коллек­ции советских фотоаппаратов, стало отправной точкой в принятии решения о создании подробного каталога.

Вот что сказал Виктор о Сергее Кочергине: "Он словно золотоискатель просеивает тонны непроверен­ной информации, чтобы найти золотую крупицу объ­ективного факта". Без его педантичной и скрупулезной работы могло и не быть данного каталога.

Так сформировался авторский коллектив. С этого момента начались активный сбор информации и поиск малосерийных и редких моделей.

В 2007 году при очередной встрече с Jean Loup Princelle и Valia Ouvrier Виктор сообщил им о собран­ном материале и планируемом к изданию каталоге фо­тотехники советского периода (1929-1991 гг.). Фран­цузы поддержали этот проект и отказались от третьего издания своей книги.

Интересен эпизод поиска редкой белорусской каме­ры "Ракурс-670". Виктор обзванивал людей, которые хоть что-то могли знать о ней. И вот на 13-й день на­шелся человек, участвовавший когда-то в сборке фото­аппарата, были у него и фотографии данной модели.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5

 

Посетители

Сейчас на сайте

Сейчас 124 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Счетчик посещений

2467688
Сегодня
Вчера
На этой неделе
Прошлая неделя
В этом месяце
За прошлый месяц
За все дни
3374
3065
12705
2430841
78864
92318
2467688

Your IP: 54.198.2.110
Server Time: 2017-11-22 10:58:41
Счетчик joomla